и

и

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 
 
Десять заповедей родителей  

1.
 Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 
2.
 Не думай, что ребенок твой: он Божий. 
3.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему: это необратимый закон благодар­ности. 
4.
 Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. 
5.
Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки. 
6.
 Не унижай! 
7.
 Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучься — если можешь и не делаешь. 
8.
 Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 
9.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему. 
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой. 




 
 
 
 
Что такое МУЗЫКАЛЬНОСТЬ 

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... 
Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги? 
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?
     Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. 
Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. 

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. 
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь 
К собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство. 

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. 

Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее: 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. 
«Если не заложить . с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет! красиво снаружи, оно нее равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги. 
Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо. 
2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение. 
3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза. 
4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. 
Итак, постарайтесь запомнить главное: 

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, 
тем более музыкальным он становится, 
чем более музыкальным становится, 
тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. 

Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада,; звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.



 
Профилактика нарушений голоса у детей. У детей младшего дошкольного возраста голособразующий аппарат еще полностью не сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие форсирования голоса в не свойственном ребенку диапазоне.
Первоначальными признаками нарушения голоса могут быть легкая хрипота и быстрая его истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани. Однако, если данные отклонения вовремя не устранить, это приведет к стойким изменениям в гортани и, следовательно, утяжелит голосовой дефект. 

Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции. Исключение составляют нарушения, связанные с врожденным дефектом твердого и мягкого нёба и с нарушением слуха. Нарушения голоса могут быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов речевого дефекта при дизартрии, ринолалии, нарушениях речи слабослышащих и глухих. 

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. 

Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет по­степенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интона­циями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. 

Основными профилактическими мерами пре­дупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.



Домашний праздник 
У родителей, решивших самостоятельно организовать детскую вечеринку, кроме забот, чем развлечь и накормить гостей обязательно возникнет вопрос – как провести праздник, чтобы все прошло гладко, без слез и разочарований. Вот несколько советов:
Стройте развлечения так, чтобы дети “играли против поля”, а не соревновались друг с другом. Совместные поиски сокровищ, коллективное зарабатывание призов на команду сплотит ребят лучше, чем соперничество (напоминаю, что речь идет о празднике для дошкольников). 
Если ваш сценарий построен на выполнении заданий – не требуйте, чтобы все дети выполняли каждое задание. Это затягивает мероприятие, остальные гости скучают, кого-то приходится уговаривать. Так что пусть 1-2 добровольца поучаствуют в конкурсе (и не нужно требовать строгого выполнения правил), и переходите к следующей игре. А вот если всем детям захочется, и по нескольку раз, кидать шарики в цель или проходить полосу препятствий – отойдите в сторону и дайте им наиграться. 
Приготовьте призы и подарки для всех гостей. Лучше одинаковые. Если вы собираетесь давать призы за победу в конкурсах, обязательно придумайте, как и за что вы будете награждать проигравших. 
Игр и развлечений должно быть с запасом, но не стремитесь продемонстрировать гостям всю придуманную программу. 
Между конкурсами и играми делайте паузы. Не старайтесь перекричать детский гвалт, а выжидайте, когда малыши успокоятся и посмотрят на вас в ожидании продолжения. 
Будьте осторожны с музыкой. Многие дети восприимчивы к резким звукам. Кроме того, даже ненавязчивый звуковой фон плохо действует на возбудимых детей. Поэтому музыку, как и мультфильмы, включайте, но не слишком громко и ненадолго. 
Придумайте несколько дел для “отшельников” – детей, которые не смогут или не захотят влиться в коллектив. Мультфильм, интересная раскраска, конструктор, поделочный набор помогут ребенку не чувствовать себя одиноким. 
Если детская компания разбушевалась – сразу же предложите им спокойное занятие: сделать браслет из бусин, рассортировать с закрытыми глазами геометрические фигуры, поиграть в “Море волнуется” или “Испорченный телефон”. 
Приготовления к празднику нередко проходят интереснее самого торжества. Украшать помещение, готовить угощение, участвовать в концерте или спектакле, делать подарки родителям маленьким гостям будет не менее интересно, чем участвовать в играх и конкурсах. 
Забудьте о “не успели”, “не удалось”, “не получилось”. Успех праздника измеряется детскими улыбками, а не количеством блюд на столе или пунктами в развлекательной программе.




 
 
 
 
 
Хотите воспитать одарённого ребенка? 

Тогда воспользуйтесь советами Дэвида Льюиса, 
обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одарённые дети. 

-Я отвечаю на все вопросы насколько возможно терпеливо и честно. 
-Я не ругаю ребёнка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. 
-Я предоставил ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий. 
-Я показываю ребёнку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. 
-Я поручаю ребёнку посильные заботы. 
-Я помогаю ребёнку строить его собственные планы и принимать решения. 
-Я беру ребёнка в поездки по интересным местам. 
-Я никогда не говорю ребёнку, что он хуже других детей. 
-Я снабжаю ребёнка книгами и материалами для его любимых занятий. 
-Я приучаю ребёнка мыслить самостоятельно. 
-Я регулярно читаю ребёнку. 
-Я побуждаю ребёнка придумывать истории, фантазировать. 
-Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребёнком наедине. 
-Я позволяю ребёнку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий. 
-Я никогда не дразню ребёнка за ошибки. 
-Я хвалю ребёнка за выученные стихи, рассказы, песни. 
-Я учу ребёнка свободно общаться со взрослыми любого возраста. 
-Я честен в оценке своих чувств к ребёнку. 

Если вы согласны с 20 % из них, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или хотя бы на 90 %, пожалуй, вам следует несколько охладить свой воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.


МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ 
Консультация для родителей 
 

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать? 
К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно. 
Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка. 
Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми. 

Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке. 
Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку. 
Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях. 

Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке. 
В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её. 

Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений. Хорошо, если слушание музыки связывается с событием, впечатляющим для ребёнка. Например: посещение цирка созвучно слушанию пьесы «Клоуны» Кабалевского, «Смелый наездник» Шумана, «Медведь, танцующий под флейту» Александрова. Эти встречи со знакомыми музыкальными образами, совпадающими с образами, увиденными в жизни, закрепляют у него стойкий интерес к музыке. Теперь ему полезно дать послушать новую музыку, чтобы он попытался в ней услышать сам, о чём она рассказывает, какие чувства и настроения несёт в себе. 

Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку. 

Большие возможности в эстетическом воспитании детей, в приобщении их к музыке дают радио и телевидение. По радио организуются циклы музыкальных передач, концерты для детей. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых в радиопередачах выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такие радиопередачи. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Но слушание радиопередач трудно тем, что не подкрепляется зрительными образами, фантазии, помогающей осмыслить музыку. Поэтому для маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается. 
Дети с удовольствием смотрят телевизионные передачи, встречаясь с любимыми сказками, со сказочными героями, куклами любимых игрушек. 

Голубой экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Эти передачи увлекают молодого зрителя тем, что он часто видит на голубом экране своих сверстников, приглашенных в телестудию. С живым интересом смотрят малыши по телевидению выступления детей детского сада, где дети поют, танцуют, читают стихи, инсценируют сказки, играют в детском оркестре. Можно порекомендовать передачи ТСТ «Товарищ», «Будильник», выступления детского коллектива «Задумка», передачи на канале «Культура» и другие. 

Телепередачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. И главное – много и часто проводить время у телевизора недопустимо. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию. 
Зато глубоко осмысленные передачи готовят детей к посещению музыкальных театров, а позднее – когда они станут школьниками – лекториев детской филармонии. Уже с детьми дошкольного возраста можно посещать музыкально-танцевальные спектакли коллектива «Задумка», сказки в постановке «Театра Оперы и Балета», «Драматического театра».
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий